[ на главную страницу ]

Глоссарий


     Аберрация (от лат. aberratio - уклонение < aberrare - отклоняться, заблуждаться) - отклонение от нормы, от истины, заблуждение.

     Абсурд (от лат. absurdum - нелепый) - бессмыслица, нелепость.

     Автор (от лат. autor) - лицо, создавшее научное, техническое, художественное, музыкальное и т.п. произведение (изобретение, проект, рассказ и т.д.).

     Аксиология (от греч. axia - ценность и ...логия) - учение о ценностях.

     Алгоритмический модуль - составная часть менталитета человека, который включает также психику, интеллект и сознание. Обозначает те отделы головного мозга, которые объединяют и поддерживают в режиме функционирования нервные клетки, из которых формируются рефректорно-алгоритмические дуги - РАД, обеспечивающие действия людей, обозначаемые такими терминами, как "умение", "навык", "мастерство", "работа", "знаю, как" и т.п. Т.е. при помощи РАД продуцируются алгоритмы действий, закодированные биохимическим путем в нервных клетках головного мозга человека, которые организм может при необходимости воспроизвести в процессе своего функционирования неоднократное количество раз в любое время и в любом месте.

     Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека (изучение физиологич., биохимич. и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).

     Апостериори (от лат. a posteriori - из последующего) - происходящее из опыта, на основании опыта; понятие теории познания, противоположное априори; по опыту (знать, утверждать).

     Априори (от лат. a priori - изначально) - независимо от опыта, до опыта; заранее, наперед (утверждать, отрицать, соглашаться).

     Арефлексия (от греч. a - отрицание + рефлекс) - отсутствие рефлексов.

     Аристократия (от греч. aristos - лучший и kratos - власть) - форма государственного правления, при которой власть принадлежит наиболее образованным и воспитанным слоям общества, отличающимся высокой нравственностью и разумностью, обширными знаниями, хорошим воспитанием и культурой поведения.

     Архетип (от греч. arche - начало и typos - образ) - изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т.н. коллективного бессознательного. Обозначает суть наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение и обеспечивающих основу поведения, структурирования личности, понимания мира.

     Атеизм (от франц. atheisme - безбожие < от греч. a - отрицание и theos - бог) - философско-материалистическое учение и мировоззрение, основанное на научных знаниях. Отказ от любых религиозных верований. Постулирует, с одной стороны, несостоятельность, отрицание всякой религии как фантастического, искаженного отображения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, Бога, богов, духов, потустороннего мира, воскрешения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие; с другой - признает вечность и несотворимость мира, развитие природы и общества, материи в целом по определенным объективным законам.

     Ахинея - вздор, чепуха, бессмыслица, нелепица, бредни, чушь, ла-лы; пошлости, глупости.
     Ахинейщик (-щица) - враль, чепушинник, врун, пустоплет, пустомеля, бредень.

     Библия (от греч. biblia, букв. - книги) - сборник разновременных и разнохарактерных сочинений, описывающих прежде всего версии о сотворении мира, этические нормы и т.п.

     Библиотека - место для хранения книг и самое собрание их.

     Бред - патологическое состояние человека, когда он охвачен идеями или ощущениями, не соответствующими действительности, далекими от нее. При этом в подобном состоянии человек становится глух к любым разумным доводам и доказательствам, опровергающим его утверждения; его невозможно разубедить в их якобы "истинности". Патология состояния заключается именно в изменениях понятийной структуры или сенсорной сферы человека сверх определенных пределов некоей нормы. В генезисе каждого бреда лежит неспособность понимания окружающей действительности и связанное с этим чувство страха перед неизвестным. Благодаря же сконструированным бредовым построениям действительность становится более ясной, понятной для данного индивида и страх или беспокойство уменьшается. Бред - это симптом психического расстройства, проявляющийся в ложных суждениях, умозаключениях, которые имеют лишь субъективное обоснование и не поддаются коррекции; симптом психического заболевания - расстройство мыслительной деятельности (спец.); бессвязная речь больного, находящегося в бессознательном состоянии; (перен.) нечто бессмысленное, вздорное, несвязное (разг.).
     Комплекс - (от лат. complexus - связь, сочетание) - полисемантическое понятие психологии, означающее:
          1) относительно устойчивую последовательность ассоциативных цепей;
          2) группу ассоциируемых или соотносимых факторов;
          3) совокупность тесно связанных воспоминаний;
          4) группа эмоциональных представлений;
          5) отчасти упорядоченная совокупность разнообразных личностных черт;
          6) способ и механизм бессознательного самоопределения индивида в структуре межличностных отношений и др.

     Бредовые комплексы - группа психических заболеваний, очень близких к шизофреническим. Могут быть остаточным состоянием либо рецидивом шизофрении. Их существенное отличие от последней состоит в том, что при шизофрении изменение индивидуального внутреннего мира происходит полностью, целостно, тогда как в случае с бредовыми комплексами - лишь частично. При шизофрении больной становится как бы другим человеком, а при бредовых комплексах за рамками бредовых образов деформированного фрагмента своего внутреннего мира он остается тем, кем был, сохраняя принятый им (и даже общепринятый) образ поведения.
     Бредовые установки повседневной жизни встречаются столь часто, что их не трактуют уже как болезненные. Их происхождение является результатом невоспитанности, малообразованности, т.е. невежества и бескультурья. Для данного вида больных видимые ими образы весьма отличаются от действительности. Более того, под влиянием чувств несправедливости, вины, ревности, партийных идеологических догм, политических спекуляций и других фиксированных эмоциональных установок изменяется сам образ окружающей действительности.
     Различное видение окружающего мира соотносится с рамками разнородности социально (или общественно, политически, законодательно) принятых норм, и поэтому психически больными считаются только те люди, которые преступили указанные рамки.
     Те же индивиды, кто находится в рамках принятых данным сообществом (или навязанных ему) норм, не трактуются как психически больные, даже несмотря на то, что они могут напоминать бредовых больных как с точки зрения силы и фиксированности своих чувств, так и в плане искажения реальной действительности и сопротивления любым попыткам коррекции.
     Бредовые социальные (идеологические, политические, мировоззренческие, философские) установки часто отличаются большой устойчивостью; минуют поколения, меняются социальные условия, а они остаются неизменными.
     Бредовые комплексы можно классифицировать по основанию их структуры (устойчивая, неустойчивая, чувственная) и тематике (связанной с отношением к людям, собственной роли в обществе, сексуальной жизни и собственному телу).
     К основным из них относятся:
     Паранойя (paranoia, от греч. para - рядом, возле, вопреки, наперекор, ложно, и noos - ум, разум, смысл) - строго понятийные бредовые комплексы, характеризующиеся жесткой фиксированностью и упорядоченностью. Бредовая система сохраняется в неизменном виде годами, обычно бывает детально разработанной и отличается логической точностью. Поэтому случаи паранойи распознаются с большим трудом и требуют глубокого научно-психофилософского анализа.
     Парафрения - бредовые комплексы с закрепленной и упорядоченной, но более чувственной, нежели понятийной структурой (бредово-галлюционаторные комплексы). Тематика бывает различной, характерным является наличие иллюзий и галлюцинаций.
     Чувство угрозы - ложный страх перед окружением, не обоснованный объективной ситуацией, а вытекающий лишь из внутренней установки индивида. Сюда относятся появления бредовой проекции фрейдовского уравнения: "Я ненавижу - меня ненавидят". В социальной жизни примеры этого можно встретить у изолированных групп, представляющих социальные или национальные меньшинства. Члены таких групп, хотя им не угрожает никакая реальная опасность, убеждены в ее существовании. Воображаемые преследователи выполняют роль как бы социального зеркала, которое отражает чувства зависти и ненависти преследуемых.
     Чувство вины и несправедливости - первое чувство: превращает социальное окружение в сурового судью, больному кажется, что его все осуждают. Чувство несправедливости отличается от чувства вины неприятием мнимого приговора окружающих. Человек чувствует себя несправедливо обиженным людьми (властью, государством) либо судьбой и бунтует против нее. В основе его невротизирующего чувства лежит вера в справедливость, понимая скорее по-детски (т.е. элемент неразвитого сознания), в форме представления о справедливом, добром, социально опекающем мире. Сам факт, что действительность не такова, что невозможно пройти через жизнь не допуская несправедливостей самому и не подвергаясь несправедливости со стороны других, возбуждает болезненную агрессию в отношении к миру и, в особенности, к тем, которые, по воображению больного, ответственны за эту несправедливость. Больного тянет вступить в борьбу с воображаемым противником (властями, собственным государством и т.п.), и эта борьба может стать целью или смыслом его существования. Отсюда известное психиатрическое определение "persecutor persecute" ("преследуемый преследователь").
     Известно великое множество бредовых комплексов, которые не требуют расшифровки. Перечислим, например, некоторые из них: бред преследования, бред греховности, бред ничтожности, бред любви, бред беременности, бред ревности, деперсонализация и дереализация, ипохондрический бред и многие, многие другие.

     Бытие - независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы; философская категория, обозначающая объективную реальность (материя, природа), существующую независимо от сознания человека; несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: неорганическая и органическая природа - биосфера; общественное бытие, объективно-идеальное бытие - ноосфера (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного и другого позитивного знания); бытие личности, совокупность материальных и духовных условий жизни общества; жизнь, существование.

     Внутренний и внешний миры - каждый нормальный человек воспринимает окружающий мир, соотнося его с самим собой; каждый индивид является центром того, что происходит вокруг. Но кроме того, каждый из нас находится под постоянным контролем социального окружения; другие люди наблюдают за нами и оценивают нас, и мы сами стараемся увидеть себя глазами других (т.н. "социальное зеркало" – "что обо мне подумают другие?").

     Гармония (от греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность) - соразмерность частей, противоположная хаосу, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое; соответствие, логичность, созвучие, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность, соотношение, согласие, согласность, благостройность; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; стройность идей; самая наука о созвучиях, о логической соразмерности.

     Генезис, генез (от греч. genesis - происхождение) - происхождение, возникновение, процесс образования; в широком смысле - момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

     Глоссарий (от лат. glossarium - словарь, глосс [непонятных слов и выражений]) - толковый словарь малознакомых, малоупотребляемых или недавно появившихся слов и выражений.

     Гносеология, эпистемология - теория познания, изучение закономерностей и возможностей познания, отношение знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

     Движение - способ существования материи, ее всеобщий атрибут; это любое изменение вообще, всякое системное взаимодействие материальных объектов, фиксируемое на координатах пространства-времени-качества.

     Дебил - интеллектуально недоразвитый человек.
     Дебильность (от лат. debilis - слабый) - легкая степень олигофрении; характеризуется низким уровнем познавательных процессов, главным образом абстрактного мышления, слабым волевым контролем поведения.

     Демагог (от греч. demagogos, букв. - вождь народа) - лицо, старающееся создать себе популярность среди народных масс недостойными средствами (лживыми обещаниями, извращением фактов, лестью и т.д.); политикан.

     Демагогия (от греч. demagogia, от demos - народ и ago - веду) - обман преднамеренным извращением фактов, лживыми обещаниями, лестью; лицемерное подлаживание под вкусы малосознательной части масс для достижения политических целей.

     Демократия (от греч. demos - народ и kratos - власть) - форма государственного правления, при которой власть принадлежит наиболее неимущей, а потому невоспитанной, необразованной и невежественной части населения. Такая форма правления, как правило, крайне неустойчива и часто переходит в олигархическую форму правления либо ведет к тирании (диктатуре) или власти демагогов (или к какой-либо комбинации указанных форм).

     Диалектика - развитие во всей его сложности, многообразии форм и противоречивости; наука о всеобщих законах движения, изменения, обновления и развития материи (природы) как единого целого, а также общества и мышления (сознания) как высших форм материи; учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и сознания (познания), основанное на принципах всеобщей связи, становлении и развитии, которые осмысливаются с помощью всей исторически складывающейся системы знаний, структурирующихся в систему понятий, категорий и законов для достижения все более высокого уровня объективной истинности.

     Жизнь - совокупность явлений, происходящих в организмах, высокоорганизованная форма существования материи; физиологическое существование человека, животного, всего живого; время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период; деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях.

     Заблуждение - состояние того, кто заблуждается, ошибается; ложное мнение.

     Зерцало - зеркало (в перен. смысле, иносказательно).
     Созерцать - внимательно или продолжительно рассматривать, наблюдать, смотреть со смыслом, вникая, углубляясь в предмет, изучая его, любуясь им; вникать во что-то мысленно, разумом - один из главных признаков философа.

     Идея (от греч. idea) - мысль, представление; намерение, план; понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте.

     Идиотия (от греч. idioteia - невежество) - наиболее глубокая степень олигофрении. При идиотии мышление и речь не развиваются; влечения и эмоции элементарны, не коррегируются.

     Изверг - кто заслуживает быть изверженным из общества; злодей, лютый, жестокий человек.

     Имбецильность (от лат. imbecillus - слабый) - средняя степень задержки психического развития - олигофрении: словарный запас скудный, больных не удается обучить счету и чтению, можно привить элементарные трудовые навыки.

     Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок) - способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ("ум"), тождественный ему по смыслу, т.е. способность мышления, мыслительные способности человека, его рационального познания окружающей объективной реальности. В отличие от естественного интеллекта (человеческого), можно говорить и о его продолжении - искусственном (компьютерном) интеллекте, как добавляющем, усиливающем естественный, но не замещающем его и пока не могущем быть полностью самостоятельным и независимым. Для приближенного измерения способности индивидуального интеллекта все шире используются IQ-тесты со шкалой от 0 до 200. Если число нейронов мозга человека порядка 1010, число взаимных бинарных связей будет порядка 1020, то есть мозг человека легко позволяет оперировать в порядках этих величин. Мыслительную мощь можно оценивать не только по числу нейронов, занятых в мышлении, но и по числу связей между ними, по числу нейронов, занятых в памяти, и т.п., т.е. с помощью любой комбинации этих чисел.
     Определение коэффициента интеллекта (IQ)

     Интеллигенция (от лат. intelligens - понимающий, мыслящий, разумный) - общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом: научными поисками, открытиями и изобретениями, поддержанием и развитием культуры, ценностных идеалов, поиском и распространением истинности в знаниях. Понятию "интеллигенция" придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин "интеллигенция" введен писателем П.Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин "интеллектуалы", употребляемый и как синоним интеллигенции. Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получила значительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах.

     Интенция (от лат. intentio - стремление) - намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Понятие интенции разрабатывалось в схоластике, в XIX-XX вв. учение об интенциональности сознания было развито Ф. Брентано, А. Мейнонгом, Э. Гуссерлем и др.

     Информационный метаболизм - в дополнение к клеточному метаболизму, построенному на полноценном питании организма, служит для структурирования и поддержания индивидуального сознания каждого человека как члена общества. Основан на регулярной, полноценной, сбалансированной и дозированной информации во всех областях человеческих знаний и культуры, получаемой из ноосферы индивидуально (в период воспитания и образования), а позднее через СМИ (средства массовой информации) и СРК (средства распространения культуры). Не допускает ухудшения экологии сознания, т.е. его засорения (зашлаковывания) информационным мусором, что усложняет нормальное функционирование сознания и ведет через шизофренические отклонения к снижению уровня менталитета вплоть до отупения, умственной отсталости, интеллектуального и морального убожества, параноидального маразма.

     Истерия (от греч. hystera - матка; считалось, что истерия - следствие болезни матки) - заболевание из группы психогений: проявляется демонстративными эмоциональными реакциями (слезы, смех, крики), судорогами, преходящими параличами, потерей чувствительности, глухотой, слепотой, помрачением сознания, галлюцинациями и т.п.
     Особый склад личности, которому присущи поверхностность суждений, внушаемость, склонность к фантазированию, неустойчивость настроения, стремление привлечь к себе внимание, театральность поведения, называется истерической психопатией.

     Истина - правильное, адекватное отображение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания; адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно, соответствие его знания действительности.
     В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). В современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания действительности дополняется понятием правдоподобности - степени истинности и соответственно ложности гипотез и теорий.
     Истина - это утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.
     Объективная истина - это та, содержание которой не зависит от человека и человечества (истина объективна по содержанию, но субъективна по форме - как результат деятельности человеческого мышления); истина, имеющая своим содержанием объективную реальность; познание, отражающее действительность такой, какова она есть.
     Относительная истина - отражает предмет не полностью, а в исторически обусловленных пределах. Эти пределы прежде всего зависят от уровня развития сознания, определяемого в свою очередь степенью развитости разума и интеллекта людей.
     Абсолютная истина - полностью исчерпывает предмет познания, окончательное знание определенных аспектов действительности. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания, абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, как уточняющееся понятие в развитии.
     Конкретная истина - раскрывает существенные моменты понятия предмета с учетом конкретных условий его развития (абстрактных истин нет, истина всегда конкретна).
     Устаревшая истина - истина, верная в течение какого-то периода времени, достоверность которой с изменением обстоятельств утрачивается.
     Критерий истины - проверка достоинств утверждений и суждений, претендующих на то, чтобы стать истиной, логикой, практикой, опытом.

     Качество - структурно нерасчлененная совокупность признаков, свойств вещества, поля или предмета, проявляемая в системе отношений с другими веществами, предметами или тому подобными материальными образованиями. Качество есть существенная определенность вещества, поля или предмета, в силу которого они являются данным, а не иным материальным образованием и отличаются от других образований. Поэтому каждая качественная форма материи обладает определенной совокупностью свойств и признаков, которые она проявляет при отношении с другими формами материи. А как известно, внешнее проявление качественных свойств объекта в данной системе отношений есть его функция. Вот почему с изменением качественной характеристики любого материального образования меняется и его функциональная характеристика.

     Квалиметрия - изучение и реализация методов количественной оценки качественных характеристик материальных и духовных образований.

     Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки.
     Критерий истины - то, что удостоверяет объективную истинность познания - логика, опыт, эксперимент, разум.

     Ложь - намеренное искажение истины, неправда, обман.

     Материя (от лат. materia) - объективная реальность, субстанция, основа всех реально существующих в мире свойств (функций), связей и форм движения, объектов и их систем; первооснова и неотъемлемый атрибут - движение; всеобщие формы бытия, условие ее существования - движение ее образований в пространстве-времени-качестве в ходе постоянного саморазвития посредством формирования устойчивых функциональных систем различных иерархических уровней в рамках все большего усложнения архитектоники своей структуры.
     С древних времен материю понимали как вещество, субстрат, субстанцию, содержание.
     В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. hyle.
     Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция. Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции (в противоположность "мыслящей" субстанции), обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма XVII-XVIII вв. Материя - центральная категория диалектического материализма.

     Матрица (от лат. matrix - матка) - таблица, шкала ценностей-пороков, миропонимания, этических норм и правил поведения, характеризующая тот или иной стереотип человека.

     Медиаторы (от лат. mediator - посредник) - химические вещества, молекулы которых способны реагировать со специфическими рецепторами клеточной мембраны и изменять ее проницаемость для определенных ионов, вызывая возникновение (генерацию) потенциала действия - активного биоэлектрического сигнала. Выделяясь под влиянием нервных импульсов, медиаторы участвуют в их передаче с нервного окончания на рабочий орган и с одной нервной клетки на другую. В центральной нервной подсистеме роль медиаторов осуществляют ацетилхолин, норадреналин, дофамин, серотонин, гамма-аминомасляная и глутаминовые кислоты, глицин.

     Менталитет (ментальность) (от позднелат. mentalis - умственный) - 1) совокупность нервно-психических способностей организма индивида, складывающаяся из состояния его психики, степени загруженности навыками и опытом его алгоритмического модуля, уровня развитости его интеллекта и сознания, т.е. менталитет = психика + алгоритмический модуль + интеллект + сознание. Помимо индивидуального различают также общественный менталитет;
     2) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе и проявляющихся через психику, алгоритмический модуль, интеллект и сознание (включая самосознание), являющиеся его составными частями;
     3) более осмысленное определение таких понятий, как ум, разум.

     Модель (франц. modele от лат. modulus - мера, образец, норма) в логике и методологии науки - аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т.п. - оригинала модели. Этот аналог служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. С гносеологической точки зрения модель - это "представитель", "заместитель" оригинала в познании и практике. Результаты разработки и исследования модели при определенных условиях, выясняемых в логике и методологии и специфических для различных областей и типов моделей, распространяются на оригинал.

     Монография (от греч. monos - один, единый, единственный... + grapho - пишу) - научный труд, посвященный исследованию какой-либо одной темы; научный труд, написанный без соавторства.

     Мораль (от лат. moralis - нравственный) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.

     Мотивации (побуждения) - активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей.

     Мудрый - основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный.
     Мудрость - свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства; философия.
     Мудролюбие, что и любомудрие - склонность к мудрости, к философии.

     Мысль - всякое одиночное действие ума, рассудка, разума, представление чего-либо в уме, идея, суждение, мнение, соображение и заключение, предположение, выдумка;
     то, что заполняет сознание, дума; мыслительный процесс, мышление; убеждения, взгляды;
     то, что явилось в результате размышления, идея.
     Мыслить что-либо или о чем-либо - думать, размышлять, судить умом, про себя; соображать или полагать; помышлять.
     Мыслитель - остро и глубоко мыслящий, думец, доходящий умом до отвлеченных логических заключений.

     Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. С помощью логики и абстракции позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

     Навык - умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или процедур (алгоритмов), или решения типовых задач в тех или иных сферах деятельности человека, что становится основой для образования у данного индивида соответствующей рефлекторно-алгоритмической дуги - РАД.

     Неведение - незнание, неосведомленность.

     Невежество - отсутствие знаний, некультурность.

     Нейрон (от греч. neuron - нерв) - нервная клетка, состоящая из тела и отходящих от него отростков - относительно коротких дендритов и длинного аксона; основная структурная и функциональная единица нервной системы. Нейроны проводят нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную подсистему (чувствительные нейроны), от ЦНП к исполнительным органам организма (двигательные нейроны), соединяют между собой несколько других нервных клеток (вставочные нейроны). Взаимодействуют нейроны между собой и с клетками исполнительных органов через синапсы.

     Нейропиль (от нейро... и греч. pilos - войлок) - сплетение отростков нервных клеток (дендритов и аксонов), в котором сосредоточены синапсы (контакты между нервными клетками).

     Ноосфера (от греч. noos - разум ... + сфера) - сфера разума - эволюционное состояние биосферы, при котором разумная, творческая деятельность человека, опирающаяся на научную мысль, становится решающим фактором ее развития.
     Более конкретно - это области производства, аккумулирования и распространения общечеловеческих знаний в процессе общественного бытия и формирования общественного сознания. Производство - это научные открытия и изобретения. Распространение - это семья, школа, ВУЗы, университеты, СМИ. Формы аккумулирования: индивидуальная человеческая память членов общества (первая и простейшая стадия и форма фиксации: запоминание - рассказывание), письменная форма (в книгах, письмах, рисунках-картинах), также художественные формы фиксации, выраженные в произведениях архитектуры, живописи, музыкальных. Принятые формы хранения - библиотеки, музеи, галереи, архитектурные памятники. Современные концентрированные формы аккумулирования: энциклопедические и толковые словари, учебники, т.е. собирательные изложения знаний, и прежде всего истинных), Интернет.

     Норма (от лат. norma) - руководящее начало, узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-л., правило, точное предписание, мерило, образец, установленная мера, средняя величина, количество, размер чего-л.

     Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений.

     Нус (от греч. noos - ум, разум, смысл) - мысль, ум, разум, интеллект; космический ум, созерцающий и мыслящий самого себя, т.е. мышление мышления.

     Обобщение - формулирование выводов, закономерностей и законов из фактов, анализов событий и явлений.

     Олигофрения (от греч. oligos - мало, малый, немного ... + phren - ум) - врожденное (генетическое) или приобретенное в младенческом возрасте (фенетическое) недоразвитие психической деятельности. Различают три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию.
     ОЛИГО... (от греч. oligos - немногочисленный, незначительный) - часть сложных слов, указывающая на малое количество чего-либо, на отклонение от нормы в сторону уменьшения (напр., олигофрения).

     Онтогенез (от греч. on[ontos] - сущее... + генез[ис]) - индивидуальное развитие растительного, животного, человеческого или социального организма, охватывающее все изменения, претерпеваемые им от момента зарождения до окончания жизни.

     Онтология (от греч. on[ontos] - сущее... + logos - понятие, учение) - философское учение о бытии как таковом, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
     Онтологическая модель - понятийная конструкция, описывающая бытие и базирующаяся на строго определенных глобальных категориях, как всеобщих основах (началах). В настоящее время наиболее широко распространенной является онтологическая модель, базирующаяся на двух глобальных категориях - пространстве и времени. Однако данная модель является устаревшей и более полной и современной следует считать онтологическую модель, базирующуюся на трех глобальных категориях - пространстве, времени и качестве.
Подробнее см. в книге "Диалектика материи".

     Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память "чувств"), образная и словесно-логическая.

     Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - в философии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию. Это также строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности.

     Патологическое философствование - наиболее нелогичные отклонения в области миросозерцательной философии, выразителями которых являются, как правило, антиподы строго научной философии - плода коллективного многовекового труда выдающихся представителей философского разума.

     Патология (от греч. pathos - страдание, болезнь и ...логия) - область теоретической и клинической медицины, изучающая патологические процессы (общая патология) и отдельные заболевания (частная патология); включает патологическую анатомию, патологическую физиологию и т.д. Патологией называется также любое отклонение от нормы.

     Полноценный - имеющий полную, установленную ценность, полностью соответствующий требованиям.

     Понятие - 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса;
     2) в логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

     Порок - недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное извращение, искажение; наклонность к худу, к дурной жизни; тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство, развратное поведение, аномалия, отклонение от нормального вида, состояния.

     Психика (от греч. psychikos - душевный) - совокупность сложных процессов и явлений, связанных с работой центральной нервной системы, но прежде всего головного мозга; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой, т.е. это свойство высокоорганизованной материи (клеток мозга) адекватно реагировать на явления окружающей среды в интересах данного организма. Элементы психики: ощущения, восприятия, память, чувства, воля, мыслительный анализ, реакция. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Существует психика индивидов и общественных групп. Высшая форма психической деятельности - сознание - присуща только нормально развитому человеку.

     Психические болезни - заболевания человека с преимущественными расстройствами психики: от функциональных изменений психической деятельности без нарушения отражения реального мира (неврозы и другие т.н. пограничные состояния) до глубоких ее расстройств с нарушением отражения реальности и поведения (психозы).

     Развитие - необратимое, направленное, закономерное, последовательное изменение материи, включая наивысшую форму ее существования - сознание, ее универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Развитие - всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Может быть прогрессивным, по восходящей линии и регрессивным, по нисходящей. Всеобщее развитие обеспечивается движением материи в пространстве-времени-качестве.

     Разум - ум, способность осмысления и понимания реалий действительности в ходе формирования позитивных уровней сознания; умение не только отличить истинное от ложного, добро от зла, ценности от пороков, ноосферное от негасферного, но и уточнять неясные понятия, создавать, творить новые, выбраковывать и отбрасывать бредовые, мусорные и негапонятия более широкого значения, все более обогащая тем самым общечеловеческие знания. Кант под разумом подразумевал также способность человека осуществлять связь с окружающим миром через долженствование; творчество нового знания, способность образования метафизических идей.

     Рассудок - способность оперировать готовым знанием, образования понятий, суждений, правил; низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению, являющаяся предварительным условием высшего, "разумного", конкретно-диалектического понимания.

     Синапсы (от греч. synapsis - соединение) - области контактов (связей) нервных клеток (нейронов) друг с другом и с клетками исполнительных органов организма. Межнейронные синапсы образуются обычно разветвлениями аксона одной нервной клетки и телом, дендритами или аксоном другой; между клетками остается т.н. синаптическая щель, через которую с помощью медиаторов передается возбуждение. Крупные нейроны головного мозга имеют по 4 – 20 тыс. синапсов, некоторые нейроны - только по одному.

     Система - форма, способ устройства, организация ч.-л., имеющего структуру.
     Системный подход - рассмотрение структурных связей, порядка ч.-л.

     Смысл - идеальное содержание, идея, сущность, значение, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т.д.);
     целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т.п.);
     разум, разумность.

     Совершенство, совершенность - состояние совершенного, высшая степень каких-либо качеств; полнота, крайний предел свойств, качеств, безукоризненность.
     Совершенствовать - совершать, усовершать, улучшать что-то, доводить до высшей степени превосходства.
     Совершенствоваться - те же действия в отношении себя.
     Совершенствователь (-ница) - изобретательный улучшатель.
     Совершенник (-ница) - достигший совершенства, безукоризненной, нравственной чистоты.

     Совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

     Сознание - человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение понимания действительности, т.е. осознанное бытие, свойство высокоорганизованной материи, субъективный образ объективного мира, идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности и поведения; состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах; мысль, чувство, ясное понимание чего-н.
     Сознавать - убедившись в более истинном понятии, суждении, пояснении, признать, понять его, изменить прежнее свое мнение на более совершенное.

     Соответствия принцип - основополагающий принцип наукотворчества, согласно которому всякая новая теория, претендующая на более широкую область применимости, чем старая, должна включать последнюю как предельный случай. Так, например, релятивистская механика при малых скоростях переходит в классическую механику Ньютона.

     София (от греч. sophia - мастерство, знание, мудрость) - понятие-мифологема античной и средневековой философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. В дофилософском употреблении (Гомер) разумное умение, реализующее себя в целесообразном творчестве; "знание о сущности", о "причинах и источниках" (Аристотель). В иудаизме и христианстве олицетворенная мудрость бога. Представление о Софии как "премудрости божией" получило особое развитие в Византии и на Руси (главный храм Византии в Константинополе, VI в.; три главные русские церкви XI в. посвящены Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке); изображалась в виде ангела. В русской религиозной философии XIX-XX вв. учение о Софии развивали В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский.

     Субстанция (от лат. substantia - сущность) - первооснова, сущность всех вещей и явлений, то, что лежит в основе; объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения (во времени-качестве-пространстве).

     Субстрат - общая основа многообразных явлений, среда аккумулирования функционирующих (фщ.) единиц того или иного функционального (фн.) уровня иерархической организации материи; основа общности или сходства однородных явлений.

     Суть - самое главное и существенное в чем-н., существо, сущность.

     Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно (функционально) новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью; творцом может быть как естественный интеллект (человек), так и его продолжение - искусственный (компьютер).

     Теория (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности; раздел исследований, касающихся наблюдения и классификации фактов и прочих экспериментально установленных с помощью индукции и гипотез сформулированных законов проверяемого типа. Критерий истинности и основа развития теории - практика.

     Трактат (от лат. tractatus - рассмотрение, рассуждение) - научное сочинение, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема; письменное ученое рассуждение на специальную тему.

     Ум - способность мышления и понимания. В истории философии то же, что разум, дух; в древнегреческом языке этому понятию соответствует нус, в латинском - интеллект.

     Учение - некоторая система взглядов, воззрений какого-либо ученого или мыслителя, индивидуальное отношение к которой - вопрос логического согласия или веры;
     доктрина, принцип или совокупность принципов, или теоретических положений в некотором разделе знания о какой-либо области явлений действительности;
     одна из сторон системы процесса обучения - деятельность ученика в овладениями знаниями и навыками.

     Фенотип (от греч. phaino + тип) - совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Определяется прежде всего генетической наследственностью организма (его генотипом) и конкретными условиями среды, в которых протекает онтогенез, включая прежде всего его воспитание, образование и духовное становление.
     В результате этого формируются все наблюдаемые характеристики организма, его поведение и образ жизни, взаимодействие с окружающей средой и ноосферой.
     Фенотип несколько меняется в течение жизни индивида вследствие изменений окружающей среды, физиологических и морфологических изменений, связанных со старением организма. Различные среды обитания в свою очередь могут по разному влиять на формирование наследственных черт индивида, поскольку его физическое состояние, например, во многом зависит от полноценности и рациональности питания, а также менять поведенческое проявление самих генотипов (примерами могут служить близнецы, воспитываемые в разных семьях).

     Функциональная ячейка - область средоточия в пространстве-времени определенного круга функциональных потребностей того или иного уровня, которые актуализирует с помощью строго специфических "функциональных алгоритмов" наделенная функциональными способностями (возможностями) соответствующая для данной ячейки "функционирующая единица". Все предметы и образования в окружающем нас мире представляют из себя ту или иную функционирующую единицу или группы, или системы функционирующих единиц, заполняющих те или иные функциональные ячейки его четко обозначенной структуры.

     Функция (от лат. functio - исполнение, осуществление) - деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (напр., функция детали в механизме, самого механизма, функция органов, денег, функция любого чиновника, члена семьи, индивида в обществе и т.д.).

     Цель - 1) предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить, идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность;
2) идеальное, мысленное представление результата поведения и сознательной деятельности, их мотив. Способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.

     Чувство - состояние того, кто чувствует что-либо, способность, возможность воспринимать сознательно деятельность внешнего мира через око - видение, ухо - слух, слушание, нос - чутье, обонянье, язык - вкус, вкушение, вся кожа - ощупь, осязание.
     Чувства в психологии - особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. В этом смысле чувства связаны с представлением о некотором объекте - конкретном или обобщенном (например, чувство любви к человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту чувство может не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т.п.).
     Чувства возникают в онтогенезе как результат обобщения конкретных ситуативных дифференцированных эмоций. Они отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе (нравственное, интеллектуальное, эстетическое, родительское и др.); чувства отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации.
     Чувствовать - ощущать, познавать телесными, плотскими способностями, средствами, познавать нравственно, внутренне, понимать, сознавать духовно.

     Шизофрения (от греч. schizo - разделяю, расщепляю и phren - ум, мысль) - психическое заболевание, большей частью отражающееся на сознании, в т.ч. самосознании; основные проявления: изменения личности (снижение активности, эмоциональное опустошение, аутизм и др.), разнообразные т.н. патологически продуктивные симптомы (бред, галлюцинации, иллюзии, аффективные расстройства, кататония и др.).
Бред является основным симптомом шизофрении, т.е. потеря больным чувства реальности, действительности, объективности, ясности, понятности, логичности, при которых доминирует ощущение больного, что он стал другим, а вместе с ним и весь мир. Шкала отклонений от действительности чрезвычайно широка - от ложной интерпретации события, явления или понятия (бредовая установка, сверхценные идеи) до полного отрыва от действительности и перехода в ирреальный мир, сопровождаемого галлюцинациями, иллюзиями и бредом. Течение преимущественно хроническое (в виде приступов или непрерывное). Различают также три этапа в развитии шизофренического процесса - овладения, адаптации и деградации.
     Существует четыре общепринятые разновидности шизофрении: простая, гебефреническая, катотоническая и бредовая. Эти формы часто смешиваются и переходят одна в другую, и порой бывает даже трудно определить, какая из них доминирует.

     Элита (от франц. elite) - лучшее, отборное.

     Эмоции (франц. emotion от лат. emoveo - потрясаю, волную) - субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. и охватывающие практически все виды чувствительности и переживаний. Сопровождая любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации).
     Положительные эмоции - связаны с удовлетворением различных потребностей организма и, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению.
     Отрицательные эмоции - связаны с неудовлетворением потребностей организма, приводя к пассивности в жизнедеятельности либо стимулируя активность, направленную на избегание вредных воздействий.
     Развитие эмоций в онтогенезе - связано с тем, что определенные объекты и ситуации, предшествовавшие непосредственно возникновению эмоций, приобретают способность вызывать их (формируются предметные эмоции, имеющие предвосхищающий характер). В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т.н. аффекты, бурные кратковременные эмоции. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит другие психические процессы и "навязывает" определенный закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуаций (например, бегство, агрессию), который оправдывает себя лишь в типичных биологических условиях. Таким образом, посредством как элементарных, так и более сложных форм эмоций индивид приобретает видовой опыт. Ориентируясь на эмоции, он совершает необходимые действия (например, избегание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, эмоции способствуют научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя.
     Развитие эмоций в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления на новые социально значимые явления.
     Формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Дифференцированные и устойчивые эмоции возникают на основе высокоразвитого сознания человека и удовлетворения его социальных потребностей. Высший продукт развития эмоций человека - чувства (интеллектуальные, эстетические, нравственные). Эмоции влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль играют эмоции в этиологии и синдромах также и других психических заболеваний. Хотя эмоциональная реактивность человека в известной мере зависит от его индивидуальных (типологических) особенностей, решающее значение в формировании эмоций принадлежит правильному воспитанию, особенно в раннем детском возрасте. Богатый мир эмоций, отражающий разнообразие социально ценных мотиваций, характеризует творчески активную, гармонично развитую личность.

     Энтропия - состояние системы материальных образований.

     Эталон (от франц. etalon) - мерило, образец для сравнения с чем-л., образцовая мера, служащая для воспроизведения, хранения и передачи каких-л. параметров.

     Этимология (от греч. etymologia < etymon - истина, основное значение слова + logos - понятие, учение) - определение происхождения слова и его родственных отношений к другим словам того же самого или других языков.


Все права защищены © nsgr.ru