[ на главную страницу ]

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СВЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в XXI веке»

 

Оглавление

I. Введение
II. Содержание «Программы гражданского образования и светского воспитания» и обоснование необходимости её реализации
1. Основные цели и задачи Программы
2. Сроки и этапы реализацииПрограммы
3. Система мероприятий Программы
4. Механизм реализации Программы, организация управления Программой
5. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы

I. Введение

Национальная программа «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации в XXI веке» (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом РФ «Об образовании» с учётом предложений федеральных органов и неправительственных организаций, мирового опыта и практики обучения гражданственности через образование и программ «Образование для всех».

Программа направлена на развёртывание в стране современной системы гражданского и светского обучения, воспитания и просвещения населения России с целью формирования у граждан современного инновационного сознания, развития конкурентоспособного менталитета, повышения уровня их цивилизованности, нравственности и гражданской, светской культуры поведения, что должно содействовать консолидации гражданского общества, формированию ОБЪЕДИНЁННОЙ НАЦИИ (по формулировке ООН) и в итоге позволит более эффективно проводить государственную политику России по реализации и отстаиванию национальных интересов и приоритетов как внутри страны, так и в мировом сообществе.

Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы россиян, предусматривает охват всего населения Российской Федерации и определяет основные принципы, пути и этапы становления, развития и координации системы гражданского образования, воспитания и просвещения.

Программа основывается на общегуманистических и общечеловеческих ценностях, на принципах научности, демократизма, равнодоступности, одинаковости понимания, системности и преемственности, учитывает исторические, социальные, ментальные и этические особенности современного развития российского общества и государства, тенденции развития отечественной и зарубежной практики гражданского воспитания, образования и просвещения, а также рекомендации ЮНЕСКО.

Государственным заказчиком Программы является Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Разработчиком и общественным координатором Программы является в соответствии со своим Уставом Общество «Знание» России.

II. Содержание «Программы гражданского образования и светского воспитания» и обоснование необходимости её реализации

Социально-экономические изменения, последовавшие за распадом СССР и переходом Российской Федерации к рыночной экономике, социальная дифференциация общества, резкое обнищание большей части жителей страны, приведшие к девальвации духовно-нравственных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание россиян, характерными чертами которого стали: упадок нравов, вакуум подлинных ценностей и снижение гражданской ответственности населения. Это вызвало снижение уровня образованности и культуры, нравственности и патриотизма у жителей страны, одновременно повысив пренебрежение к разуму, морали, здравому смыслу, правам и обязанностям человека и гражданина, что стало причиной неуважительного, а подчас и циничного отношения к закону, к согражданам, к обществу, к социальным и государственным институтам страны.

Наблюдающийся в стране низкий уровень развития институтов и традиций гражданского общества и правового государства в условиях недостаточной разработанности государственной политики в области формирования национального сознания и светской культуры, включая культуру поведения, отсутствие эффективных механизмов их распространения, вызывают всё больший рост гражданского невежества и бескультурья населения, а вместе с ними коррупции, воровства и мошенничества, бандитизма и криминала, способствующие усилению этнической и конфессиональной нетерпимости, ксенофобии, а также увеличению числа религиозных и межэтнических конфликтов, актов вандализма, экстремизма и терроризма, беспризорных и безнадзорных детей. Гражданская и экологическая безграмотность населения, его политическая пассивность и правовая некомпетентность ведут к утрате жизненных смыслов и нездоровому образу жизни, что снижает жизнестойкость нации и способствует её вымиранию. Они же являются факторами, сдерживающими национальное развитие, что в конечном счёте угрожает национальной и государственной безопасности страны.

Выработка и реализация единой, скоординированной государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации, направленной на формирование зрелой гражданственности в современном российском обществе и закрепляющей посредством воспитания, образования и просвещения такие ценности, как разум, нравственность, патриотизм, ответственность, совесть, права, обязанности и свободы человека, мир, демократическое и разумное участие в жизни общества, уважение к истории России и её народов, веротерпимость и толерантность, отказ от насилия и межкультурный диалог – является актуальной задачей стратегии развития страны.

Нормативные правовые акты, устанавливающие приоритетные направления развития отечественного образования, определяют его как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических, формирования новых, прогрессивных жизненных установок личности. Поставленная перед российским образованием цель – готовить людей, умеющих не только жить и действовать в гражданском обществе и правовом, светском государстве, но и сознавать национальные приоритеты, активно участвовать в реализации национальных проектов – может быть достигнута только с помощью гражданского образования. Выполнение этой сложной задачи предполагает формирование всеобъемлющей системы гражданского образования и светского воспитания россиян, обеспечения его непрерывности, доступности, разумного единообразия его методологических и нравственных – общегуманистических и общечеловеческих – принципов, повышение его качества и эффективности.

Ценностный (аксиологический) подход к гражданскому обучению, воспитанию и просвещению может быть реализован на основе взаимной адаптации общепризнанных ценностей отечественной и мировой культуры с учётом региональных особенностей и традиций народного быта и самоуправления.

История полиэтнического народа России, благополучных наций мирового сообщества доказала значимость и важность формирования в человеческом сознании таких общепризнанных ценностей, как разум, нравственная зрелость (сознательность), патриотизм, служение Отечеству, милосердие и способность к сопереживанию (эмпатии), справедливость, толерантность (терпимость к другим народам, людям, культурам, верованиям и убеждениям), их приоритетность над материально-прагматическими установками, такими как безудержное стремление к деньгам, власти, собственности. Эти ценности могут быть взаимосвязаны с утвердившимися в международном сообществе ценностями, к которым относятся гуманизм, индивидуальная свобода и ответственность, права и обязанности человека, равенство людей перед законом, гражданская и общественно-политическая активность, уважение к собственности, материальное благополучие как условие достойной жизни человека. Необходимость согласования и гармонизации национальных и общечеловеческих ценностей продиктована обострением глобальных проблем человечества, перспективами его выживания и развития как планетарного сообщества людей.

Гражданское образование населения страны, а также лиц иностранного происхождения, желающих получить российское гражданство, является одной из главнейших функций государства и направлено на получение жителями страны необходимого минимума гражданских знаний как для формирования здорового мировоззрения личности, так и эффективного участия гражданина России в общественной жизни страны. Без овладения этими знаниями и их активного использования в общественной жизни гражданство может иметь только формальный характер и население в этом случае неспособно быть консолидированным и сформировать полноценное гражданское общество.
Процесс гражданского образования является беспрерывным, обеспечивающим преемственность, кумулятивность и постоянную модернизацию.

Гражданское образование направлено на:

а) изучение основных прав и обязанностей человека и гражданина, научение умению пользоваться ими, умению уважать права человека и основные свободы, познание норм и правил светского поведения, ценностных ориентиров, этических, правовых, экологических и эстетических устоев цивилизованного общества;
б) формирование современного инновационного конкурентоспособного сознания, полное и всестороннее развитие менталитета человеческой личности, укрепление её стремления к разуму, к труду, творческому созиданию, обретению сознательности, ответственности и чувства человеческого достоинства;
в) развитие взаимопонимания и взаимоподдержки между людьми, между согражданами, воспитание чувства сострадания, укрепление равноправия мужчин и женщин, дружбы между народами и народностями, распространение толерантности и терпимости к этническому, культурному, религиозному и мировоззренческому разнообразию, одновременно осуждая и противодействуя невежеству и бескультурью, актам вандализма, экстремизма и терроризма;
г) содействие поддержанию гражданского мира и сотрудничества, стремления к диалогу и разрешению конфликтов между индивидами и общественными группами, достижение консенсуса, общения и конструктивного взаимодействия в рамках единого гражданского общества – ОБЪЕДИНЕННОЙ НАЦИИ россиян (по формулировке ООН);
д) укрепление социальной справедливости и устойчивости развития в интересах человека и гражданина, поддержание взаимной ответственности: граждан – за достойный отбор своих сограждан в органы власти, органов власти – за повышение качества жизни своих сограждан, за отстаивание национальных интересов, за улучшение макростатистических показателей в стране и упрочение геополитического положения государства в мире.

Гражданское образование – это общественно-государственная, социально ориентированная развивающаяся система непрерывного просвещения и воспитания, направленная на овладение основами гражданской грамотности, приучение, научение населения навыкам цивилизованности и культуры светского поведения, его своевременную информированность, формирование гражданской компетентности, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и государства.

Цель гражданского образования как единства обучения, воспитания и просвещения – формирование на основе общепризнанных человеческих ценностей и общепринятой в цивилизованном мире светской культуры полноценных граждан страны: высоконравственных, общественно-активных, социально компетентных, трудолюбивых, патриотичных, интеллигентных, наделенных разумом и гражданским самосознанием личностей, нацеленных на созидание, умеющих отстаивать свои права и интересы, одновременно учитывая и уважая интересы, потребности и права других людей.

Гражданское образование, светское воспитание и политическое и мировоззренческое просвещение являются важным условием защиты, поддержки и развития демократических и ноократических (ноократия – власть разума) достижений, культурных устоев общества, формирование у населения гражданской компетентности, включающей в себя:

  • компетентность в области национальных интересов, т.е. знание национальных интересов своей страны и их отличие от национальных интересов других стран, знание особенностей патриотичного и непатриотичного поведения, патриотической деятельности, умение определять степень патриотичности в своих поступках и в действиях других сограждан, знание национальных проектов страны;
  • компетентность в политико-правовой сфере, т.е. умение реализовать права и обязанности по выполнению функций гражданина как субъекта правовых и политических норм, умение выдвигать и избирать в органы государственной власти и местного самоуправления наиболее достойных сограждан, способных наиболее эффективно выполнять свои функции в случае их избрания в государственные или местные органы;
  • нравственную компетентность как совокупность этических знаний и умений совершать рациональные и ответственные поступки, а также этически грамотно оценивать с позиций высокой морали как своё поведение, так и поведение сограждан, в особенности работающих в органах государственной власти и местного самоуправления;
  • цивилизационную компетентность, опирающуюся на знание культуры светского поведения и политкорректность, умение разбираться в конфессиональном разнообразии и особенностях этнических и религиозных традиций и ценностных ориентиров, их цивилизованности и социальной полезности, различать признаки агрессивного невежества, бескультурья, социальных патологий, ксенофобии, ультранационализма, религиозной нетерпимости, догматизма и экстремизма, вандализма и терроризма;
  • компетентность в социально-экономической сфере, предполагающую наличие навыков позитивного созидания и трудолюбия, осведомленность о собственных профессиональных склонностях, способностях и возможностях, умение ориентироваться в сфере рыночных и государственных отношений, трудовом и налоговом законодательстве, навыки организации труда и трудового процесса, знание норм трудовой, коллективной и корпоративной этики и т.д.;
  • компетентность в области экологии и демографии, т.е. понимание зависимости условий человеческого существования от сохранения и защиты окружающей среды, эмиграционных и миграционных процессов, навыки поддержания чистоты и порядка в семье, ближайшем окружении и на природе в целом, понимание уникальности природы, любовь к ней, нетерпимость к бытовым и промышленными загрязнениям окружающей среды;
  • компетентность в области эстетики - умение разумно-эстетически относиться к себе, ближайшему окружению и природе, способность украшать и облагораживать места своего обитания - семейное жилище, рабочее место, места общего пользования, зоны отдыха и т.д.;
  • коммуникативная компетентность, т.е. обладание чувством согражданства, способности к кооперации с другими согражданами в целях взаимодействия по решению насущных социальных проблем на различных по уровню территориальных образованиях - от квартиры и лестничной площадки, подъезда жилого дома и двора до улицы, посёлка, района, города, региона, страны в целом;
  • компетентность в области социальной, общественной и национальной безопасности: нетерпимость в отношении социальных пороков общества - алкоголизма, наркомании, коррупции, мошенничества, шарлатанства, воровства, разбоя, бандитизма, хулиганства, табакокурения, сквернословия и других антиобщественным форм поведения - и носителей их проявлений;
  • компетентность в учебно-познавательной деятельности: знание одобренных и рекомендуемых Экспертным советом Программы воспитательно-образовательно- просветительских печатных, видио-, аудио-, теле-, кино- и Интернет-материалов, умение вести самостоятельный поиск и освоение информации из различных источников, умение её анализировать, критически осмысливать и использовать для совершенствования своей гражданской деятельности.

  • Составными частями знаний, приобретаемых в процессе гражданского образования, светского воспитания и политического и мировоззренческого просвещения являются:

  • знание понятий «индивидуум», «человек», «гражданин», «гражданское общество», «народ», «этнос», «нация», «государство», «светскость», «нравственность», «патриотизм», «совесть», понимание гражданской сути государства, «налог», «государственная служба», «взятка», «коррупция»;
  • знание государственной символики России и истории её создания, основных исторических вех построения гражданского общества в стране;
  • знание феноменов государственности и гражданственности, социальной ответственности и социального партнерства, истории их становления и развития в России и за рубежом, знание примеров позитивного и негативного опыта их проявления в прошлом и настоящем в нашей стране и за рубежом;
  • свод знаний по правам, обязанностям и свободам человека и гражданина РФ в свете конституционных принципов и норм, умение правильно ими пользоваться и соблюдать их, владение основами демографии, миграционных процессов, коррупционных процессов, понимание гражданской ответственности за самообразование, образованность членов своей семьи, поддержание этих норм в кругу своего общения как части общества;
  • познание современной научной картины мира и понимание особенностей светского характера государства, приобщение к светской культуре поведения через знание нравственных (этических), эстетических и экологических норм и правил, усвоение понятий «цивилизованность», «невежество» и «необразованность», «смысл жизни»;
  • воспитание патриотизма, трудолюбия, усвоение общепринятых и признанных цивилизованным человечеством ценностных ориентиров, умение слышать голос совести и откликаться на него, понимание практической значимости ценностей скромности, сострадания, благовоспитанности, доброжелательности, благородства, добропорядочности, уважительности и добродетельности;
  • обучение здравомыслию, критичности и самокритичности, этнической и религиозной толерантности, нетерпимости к порокам общества, знание способов борьбы с ними, а также способов поддержания здорового образа жизни, физического и нравственного здоровья в семье и в кругу своего общения;
  • обучение методам социальной и гражданской активности, самоорганизации, самореализации и социального партнерства.
  • Основными целевыми группами гражданского образования, светского воспитания и политического и мировоззренческого просвещения являются ВСЕ ГРАЖДАНЕ России, но в первую очередь:

  • школьники и студенты, беспризорные и безнадзорные дети и маргинальные группы молодёжи;
  • педагоги, воспитатели, преподаватели, а также работники государственных систем воспитания, образования и просвещения и частных воспитательно-образовательных учреждений;
  • работники государственных и частных СМИ;
  • государственные и муниципальные работники, рабочие и служащие, в особенности чиновники, работающие в системах законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • военнослужащие, сотрудники силовых структур и МЧС, работники частных охранных предприятий;
  • руководители политических партий и общественных организаций;
  • менеджеры государственных и частных предприятий;
  • лица иностранного происхождения, подавшие заявку на получение российского гражданства, а также арестованные, заключённые и другие «группы риска», которые по окончанию обучения должны в обязательном порядке сдать специальный экзамен;
  • пенсионеры, люди «третьего возраста», а также священнослужители, обитатели монастырей, сект и т.п.
  • Повышение эффективности и качества гражданского образования и воспитания как приоритета национальной образовательной политики является сегодня важным направлением развития образования в европейских и других государствах мира, образовательные реформы активно поддерживаются международными организациями. В то же время важность повсеместного включения в системы образования философских знаний была подтверждена Генеральной конференцией ЮНЕСКО как фактор, способствующий формированию гражданина.

    В выработанной мировым сообществом нормативно-правовой базе сформулированы следующие рекомендации ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы государствам-членам о развитии национальной политики в области гражданского/демократического образования:
    - включить гражданское/демократическое/философское образование в стратегии национального развития;
    - государства, региональные организации, корпорации и фонды должны сделать гражданское/демократическое/философское образование приоритетным в программах финансирования;
    - направлять деятельность всей образовательной системы на формирование комплекса общих ценностей - разум, нравственность, патриотизм, права и обязанности человека и гражданина, светскость, политический плюрализм, верховенство закона;
    - развивать нормативно-правовое обеспечение гражданского воспитания, образования и просвещения;
    - содействовать развитию непрерывного образования, основанному на идее, что гражданское воспитание и образование приобретается и совершенствуется в течение всей жизни, при всех обстоятельствах и во всех учебных средах;
    - осуществлять гражданское образование во всех типах образовательных институтов, включая телевидение и Интернет, используя их в качестве площадок поучения гражданственности;
    - выделять базовые навыки демократической гражданственности, особенно социальные, коммуникативные, жизненные навыки и навыки участия; определять навыки в терминах знания: что и как делать, кого выбрать во властные структуры, как оценить поступки сограждан, особенно избранных во власть, как жить вместе и как стать благополучным;
    - развивать соответствующее обеспечение формального содержания гражданского образования, как отдельного предмета, а также как междисциплинарной тематики или интегрированной Программы;
    - использовать в интересах гражданского образования возможности школьного и студенческого уклада, неформального и скрытого содержания воспитания и образования, социальное окружение;
    - использовать гражданское воспитание, образование и просвещение как средство в борьбе с пороками общества, такими как коррупция, терроризм, алкоголизм, наркомания, криминал, насилие, ксенофобия, расизм, агрессивный национализм и религиозная нетерпимость;
    - продвигать международное/общеевропейское сотрудничество и глобальную перспективу гражданского воспитания, образования и просвещения;
    - выделять дополнительные ресурсы для адекватной поддержки инициатив в светском воспитании и философском образовании.

    Впервые необходимость разработки и принятия Национальных программ развития гражданского образования была обусловлена объявлением 2005 года «Европейским годом гражданственности через образование» и провозглашением Генеральной Ассамблеей ООН Всемирной программы образования в области прав человека.

    Образование, направленное на воспитание гражданственности, рассматривается международными организациями в качестве образовательной и воспитательной цели, критерия гарантии качества образования, инструмента социального согласия и процесса непрерывного развития и совершенствования образования.

    Национальная программа «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации» направлена на решение вышеперечисленных задач.

    1. Основные цели и задачи Программы

    Цели Программы:
    - Разработка и проведение национальной политики в области гражданского и светского воспитания, образования и просвещения населения Российской Федерации, формирование системы и технологий для практической её реализации.
    - Обеспечение условий для скорейшего осуществления непрерывного и стабильного процесса воспроизводства достойных и полноценных граждан страны.

    Задачи Программы:
    - создание и развитие многоуровневой системы непрерывного (на протяжении всей жизни) гражданского и светского воспитания, образования и просвещения населения Российской Федерации, как условия эффективного решения задач по консолидации гражданского общества в стране, поддержанию общественной и экономической стабильности, роста цивилизованности и культуры, укреплению правового государства и гражданского самосознания, упрочению единения народов и этносов Российской Федерации, формированию объединённой нации россиян на основе универсальных ценностей: разума, патриотизма, здравомыслия, нравственности, демократии, прав и обязанностей, свобод и ответственности человека;
    - формирование комплекса нормативно-правового, организационно-методического, информационного и материально-финансового обеспечения системы гражданского образования;
    - реализация информационной и материально-финансовой поддержки гражданского образования населения России через специально созданные государственные механизмы;
    - реализация международных обязательств России, вытекающих из международных актов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, направленных на поддержку воспитания демократической гражданственности, образования в области прав и обязанностей человека.

    2. Сроки и этапы реализации Программы

    Программа имеет следующие этапы реализации:

    1-й этап (подготовительный) - первый год
    - подготовка организационных основ реализации Программы;
    - разработка нормативно-правовых, организационно-методических, информационных и материально-финансовых условий гражданского образования и светского воспитания;
    - изучение и обобщение лучшего зарубежного опыта гражданского образования и воспитания;
    - стимулирование участия государственных и общественных институтов в реализации Программы;
    - разработка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соответствующих программ реализации и планов действий по гражданскому образованию и воспитанию на основе Национальной программы «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации»;
    - определение базовых организаций, учреждений, обществ, осуществляющих апробацию технологий введения (внедрения) гражданского образования и светского воспитания в государственном и негосударственном секторах страны;
    - развёртывание системы гражданского образования посредством организации типовых «Центров гражданского образования и светского воспитания и просвещения», отработки, стандартизации и гармонизации методики преподавания и обучения в них, подбор рекомендуемого перечня учебных материалов и вспомогательной литературы, рассылка соответствующих методических рекомендаций и материалов;
    - координация деятельности привлеченных к реализации Программы учреждений, обществ и организаций осуществляется Научно-методическим советом «Гражданское образование и светское воспитание» Общества «Знание» России при взаимодействии с Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а также с Общественной палатой РФ.

    2-й этап - два последующих года
    - создание инфраструктуры непрерывного гражданского образования через федерально-региональную систему «Центров гражданского образования и светского воспитания и просвещения» Общества «Знание» России;
    - апробация механизмов и технологий непрерывного гражданского образования, подготовка их к внедрению в массовую практику;
    - организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих, работников образования и социальной сферы по соответствующим направлениям гражданского образования;
    - подбор и издание научной, учебно-методической и вспомогательной литературы и её распространение;
    - Получение доступа на государственное телевидение, создание на телевидении специализированного образовательного канала;
    - Создание специального сайта в Интернете и размещение на нём всех необходимых материалов;
    - Создание системы мониторинга гражданского образования и его эффективности по регионам и в целом по стране, мониторинг макростатистических показателей жизни граждан России на фоне соответствующих показателей жизни граждан других стран и в случаях отставания национальных показателей - выявление и устранение его причин;
    - Расширение ресурсного обеспечения Программы, в первую очередь со стороны бюджетов всех уровней, привлечение внебюджетных и спонсорских средств для реализации мероприятий Программы;
    - Регулярный анализ, обобщение и экспертиза полученных результатов, внесение необходимых корректив в Программу в целях её дальнейшего совершенствования.

    3-й этап - все три первые года
    - Последовательное внедрение программ гражданского образования в массовую практику образовательных учреждений, институтов государства и общества, особенно для обозначенных приоритетных целевых групп населения.
    - Развитие и совершенствование механизмов учебно-методического и материально-ресурсного обеспечения системы гражданского воспитания, образования и просвещения, обмен опытом с другими странами.

    4-й этап - последующие годы
    - Внедрение программ гражданского образования во всех социальных слоях и возрастных группах населения Российской Федерации, придание ей постоянно действующего и всеобъемлющего характера;
    - Изучение опыта и распространение передовых форм гражданского образования в различных регионах страны, оценка его результативности на основе прямых и косвенных показателей социальной статистики, уровней культуры, цивилизованности, а также преступности, коррумпированности, криминала, алкоголизма, социально обусловленных болезней и т.д.
    - Дальнейшее совершенствование системы гражданского воспитания, образования и просвещения в стране, распространение накопленного опыта в других странах и регионах мирового сообщества.

    3. Система мероприятий Программы

    Цели и задачи Программы реализуются системой мероприятий, направленных на распространение гражданских знаний среди всего населения России, развитие у него культуры демократической гражданственности и светского поведения, обеспечение государственной политики в области гражданского образования.

    Мероприятия Программы реализуются по следующим направлениям:

    1. Формирование концептуально-методологической базы гражданского образования населения Российской Федерации, что предполагает:
    - привлечение научных и общественных деятелей, ведущих философов, психологов, социологов, юристов и педагогов к научно-теоретическому обоснованию и обобщению путей решения проблем формирования демократической, гражданской и светской культуры, использование авторитетных изданных трудов по данному вопросу, проведение при необходимости дополнительных научных исследований;
    - разработка научно-методического обеспечения гражданского образования в стране, распространение гражданских знаний общепризнанных нравственных ценностей применительно к особенностям российских культурно-исторических традиций;
    - разработка федеральной концепции государственной политики по распространению общеобязательных гражданских знаний и основ светской культуры среди населения России.

    2. Подготовка и создание научно-теоретических, организационно-методических и материально-финансовых оснований системы гражданского образования:
    - создание механизмов регулярного общественного обсуждения вопросов непрерывного гражданского образования в Российской Федерации среди специалистов, ведущих экспертов, представление на утверждение уполномоченным органам проектов, регламентирующих организацию и содержание системы гражданского образования;
    - создание государственно-общественных органов, координирующих вопросы развития гражданского образования на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованьях;
    - разработка и утверждение единого государственного образовательного стандарта гражданского образования;
    - организация взаимодействия федеральных министерств и ведомств с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и неправительственными организациями по вопросам нормативно-методологического обеспечения системы гражданского образования;
    - разработка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации общей Государственной Программы и региональных подпрограмм (перечней, планов) развития гражданского образования;
    - подготовка и внедрение научно-теоретических и методических основ гражданского образования, разработка и апробация программ, учебников и учебных пособий, методик для всех уровней системы гражданского образования;
    - отработка моделей непрерывного гражданского образования, анализ и обобщение полученного опыта;
    - отработка механизмов взаимодействия с государственными органами воспитания, образования и просвещения, с неправительственными и частными организациями, средствами массовой информации, представителями крупного, среднего и малого бизнеса, другими слоями населения в интересах развития гражданского образования;
    - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, педагогических, научных и других кадров, представителей неправительственных организаций в области гражданского образования;
    - организация и проведение семинаров, конференций, конкурсов по актуальным вопросам развития гражданского образования, светского воспитания и просвещения.

    3. Планирование и осуществление мероприятий государственных органов и учреждений в области гражданского образования:
    - разработка и реализация мер по обеспечению условий для реализации гражданского образования в системе дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования;
    - формирование типовых учебных программ, образовательных стандартов, их доработка с учётом включения в них обязательных гражданских знаний, общепризнанных нравственных ценностей и основ светской культуры, постепенное их включение в учебный процесс;
    - организация воспитательной и просветительской работы с населением по месту жительства, а также с беспризорными, безнадзорными детьми и молодёжью;
    - проведение информационных кампаний в государственных и частных СМИ с последующим их использованием для распространения гражданских знаний, общепризнанных нравственных ценностей и основ светской культуры;
    - создание системы центров координации и распространения гражданского образования в субъектах РФ, осуществление их взаимодействия с региональными образовательными учреждениями всех типов, неправительственными организациями;
    - организация государственной поддержки средств массовой информации популяризирующих гражданские знания, общепризнанные нравственных ценности и основы светской культуры, освещающих вопросы распространения гражданского образования, светского воспитания и просвещения, их эффективности и результативности;
    - содействие использования результатов реализации Программы для улучшения работы социальных институтов.

    4. Разработка и внедрение механизмов поддержки деятельности гражданского общества и взаимодействия с его структурами:
    - разработка системы государственно-общественного мониторинга состояния гражданского образования, светского воспитания и просвещения, результативности его работы, практической отдачи, организация изучения соответствующих статистических данных и общественного мнения;
    - организация участия в Программе неправительственных и международных организаций;
    - привлечение специалистов и ведущих экспертов, работающих в сфере неформального образования, к разработке теоретической, нормативной и методической базы гражданского образования, к реализации Программы;
    - организация информационного обеспечения мероприятий гражданского образования;
    - организация освещения вопросов гражданского образования, светского воспитания и просвещения в средствах массовой информации, в том числе:

  • разработка программ и рекомендаций для СМИ;
  • организация постоянно действующих рубрик по вопросам гражданского образования в СМИ с привлечением к обсуждению данной проблематики учёных, ведущих специалистов, видных государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и искусства, педагогов;
  • в целях популяризации и привлечения интереса среди населения к гражданскому образованию, светскому воспитанию и просвещению регулярно проводить публичные обсуждения с целью выдвижения достойных кандидатов на присвоение им званий «Почётный гражданин России» и - в качестве высшего гражданского звания - «Совесть нации»;
  • создание информационной базы в сети Интернета с целью обеспечения широкого доступа к материалам по гражданскому образованию, а также обсуждения основных проблем развития гражданского образования и светского воспитания.

  • Мероприятия Программы должны быть направлены на решение конкретных задач, взаимосвязаны и скоординированы по времени и ресурсам.

    4. Механизм реализации Программы, организация управления Программой

    Реализация Программы организуется общественным координатором - Обществом «Знание» России при содействии Общественной палаты РФ и под эгидой государственного заказчика Программы - Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
    Механизм реализации Программы основывается на широком привлечении к ее воплощению в жизнь соответствующих государственных структур, а также общественных движений и объединений и осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В целях максимального привлечения общественности к участию в реализации Программы координатор и государственный заказчик Программы формируют и организуют работу следующих общественных органов:

    Экспертный совет Программы
    Экспертный совет Программы, состоящий из ведущих экспертов и специалистов в этой области, осуществляет разработку научно-теоретических и методологических основ Программы, оказывает консультационную помощь государственному заказчику Программы по нормативно-методическим вопросам, осуществляет экспертизу технических заданий и результатов наиболее крупных проектов, оценку результатов Программы в целом; готовит предложения по изменению и уточнению планов реализации Программы и приоритетов в ходе её воплощения.

    На первых этапах реализации Программы Экспертным советом является Научно-методический совет «Гражданское образование и светское воспитание» Общества «Знание» России с привлечением ведущих специалистов в этой области.

    Общественный совет Программы
    Общественный совет Программы осуществляет общественную экспертизу процесса реализации Программы и результатов наиболее крупных проектов, а также обеспечивает участие в принятии решений и реализации мероприятий, проектов Программы неправительственных организаций.

    Общественный совет Программы:
    - обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств;
    - обсуждает предложения по уточнению перечня мероприятий Программы и сроков их реализации.

    5. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы

    Реализация Программы будет способствовать распространению общеобязательных гражданских знаний среди населения России, формированию у него светской культуры и демократического правосознания, повышению уровня цивилизованности, развитию менталитета и общественного сознания, становлению основ правового государства и институтов гражданского общества, обеспечению конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации.

    Результатами Программы являются:
    - выработка и проведение единой национальной политики в области гражданского образования в Российской Федерации как основы укрепления в стране цивилизованного гражданского общества и системы воспроизводства в государстве полноценных граждан;
    - создание и организация стабильной работы системы непрерывного гражданского образования и светского воспитания всех возрастных групп населения России, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование у людей мировоззрения, основанного на научном знании основ светской государственности и гражданственности, духовно-нравственных ценностей, правосознании, высокой культуры поведения;
    - закрепление в содержании образования таких ценностей как разум, нравственность, патриотизм, права и свободы человека, а также разделов о социальной и экологической ответственности граждан, их активной гражданской позиции в жизни общества, об уважении к истории, культуре и созидательным традициям народов Российской Федерации, о стремлении к добру, толерантности, миру, к отказу от насилия, межкультурному и межэтническому диалогу, и т.д.
    - рост готовности населения страны осуждать широко бытующие пороки общества и противодействовать невежеству и бескультурью, нездоровому и неправедному образу жизни во всех его проявлениях: сквернословие, алкоголизм, табакокурение, наркомания, коррупция, загрязнение и замусоривание окружающей среды, акты вандализма, хулиганства, бандитизма, воровства и мошенничества, экстремизма и терроризма, лености и лживости;
    - осведомлённость профессионального сообщества о принципах и подходах образования, направленного на воспитание демократической гражданственности и светской культуры на всех уровнях общества.

    Конечным результатом выполнения Программы
    должно стать обеспечение в Российской Федерации комплекса условий эффективного гражданского образования и светского воспитания, реализуемого общими усилиями российского общества и государства в интересах полного и всестороннего развития человеческой личности, её социализации, компетентности, приобщения к демократическим традициям и общегуманистическим ценностям, формирование высокого уровня правовой, политической и светской культуры, распространение среди населения страны знаний о своих правах и обязанностях, свободах и ответственности как человека и гражданина. И как следствие этого - повышение жизнестойкости нации, устойчивое развитие Российской Федерации, рост в стране числа достойных граждан и формирование зрелого и здорового гражданского общества, укрепление основ демократического правового государства, улучшение геополитических позиций России в мировом сообществе.