[ Гиперинтеллект России ] [ На главную страницу ]

Валерий Кувакин

гуманист, доктор филосовских наук, профессор

Коротко об авторе.  Доктор философских наук Валерий Александрович КУВАКИН (Москва), профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Российского гуманистического общества (РГО), издатель-редактор журнала "Здравый смысл".

Твой рай и ад

Человечность и бесчеловечность человека

/Фрагменты из книги/

Оглавление

  1. Идея гуманизма. Его основные понятия
  2. Типология человеческих качеств
  3. Ценности гуманизма
  4. Антиценности
  5. Права человека

1. Идея гуманизма. Его основные понятия

     Если под гуманизмом понимать хотя бы минимальную степень осознания и оценки человеком некоторых своих действий как гуманных, а некоторых - как антигуманных, то тогда гуманизм оказывается проявлением самой способности людей фиксировать и определять свои поступки и даже мысли как человечные (положительные) либо как бесчеловечные (негативные), хотя наряду с ними имеются и такие действия, которые по сути своей нейтральны и не могут быть названы ни положительными, ни отрицательными (скажем, ходьба или решение кроссворда). В этой способности чувствовать и понимать "что такое хорошо, а что такое плохо" трудно отказать каждому нормальному человеку, и потому в самом широком смысле гуманизм - это всеобщее, естественное, внутренне присущее человеку свойство или способность осознавать, осмыслять и оценивать человечность, античеловечность или нейтральность (так сказать, вне-человечность и вне-античеловечность) своих жизнепроявлений, практических или мыслительных действий. Наличие этой способности еще не означает, что она всегда безошибочно расставляет свои плюсы и минусы или что с оценками наших собственных поступков или действий других людей обязательно согласятся все остальные. Однако важно подчеркнуть, что такая способность есть, и она проявляет себя нередко даже вопреки нашему желанию.

     Оставляя для дальнейшего обсуждения вопрос о происхождении гуманности и гуманизма, их врожденности или благоприобретенности, божественности, автогенезисе (самопорождаемости) или безосновности, мы просто зафиксируем наличие этой способности как факта нашей эмоциональной, интеллектуальной и психической жизни. Попутно отметим, что эта способность - одна из неопределенно большого числа способностей, качеств, "даров", потребностей, стремлений, свойств, инстинктов и прочих человеческих данностей, составляющих основу человека как деятельного, живого, многопланового и в чем-то всегда особенного существа. Если гуманизм - это естественная фиксация гуманности, то гуманность - это сама человечность. В современных словарях слово "гуманность" толкуется как человечность, человеколюбие, признание и уважение достоинства человека. Гуманный, по В. Далю, значит человеческий, человечный, людской (поступить или сделать по-людски, хорошо), свойственный человеку истинно просвещенному, милостивый, милосердный.
     Понятие "гуманный" следует отличать от понятия "гуманитарный", гораздо шире, чем первое вышедшего сегодня в социальную и политическую лексику. Буквальный смысл термина "гуманитарный" (франц. - humanitaire, от лат. humanitas) - человечность, человеческая природа. Однако исторически и фактически оно стало определением того или иного явления, имеющего отношение к человеческому обществу, к наукам о человеке и общественным наукам. Отсюда возникло такое устойчивое словосочетание, как "гуманитарные науки". Вместе с тем, термин "гуманитарный" не утратил своей изначальной связи с понятием человечности, и потому, когда мы говорим о гуманитарной помощи, то имеем в виду акт милосердия и помощи одного индивида или организации другому человеку или группе людей. Очевидно, что гуманитарная помощь - это не экономическая или техническая (в принципе, всегда взаимовыгодная) и тем более не военная помощь.

     Гуманизм корневым образом связан с гуманностью, гуманным и гуманитарным. Но, подчеркну еще раз, главное его отличие от них состоит в акте рефлексии, осознании личностью гуманности или антигуманности человеческого действия. Если гуманность, человечность человека - это его непосредственная самоданность, качество человеческой природы, сознания, "сердца" или "души" человека, то по отношению к этим данностям и способностям гуманизм оказывается той или иной степенью, уровнем ощущения, осмысления, оценки: и их оценки как таковых, и последствий, предпринятых на их основе действий. Гуманизм вырастает из гуманности с помощью рефлексивной (осмысляющей) деятельности человека, направленной на его же собственную человечность или человечность других людей. Он предстает как осознание гуманностью самой себя и означает ее возвышение, созидание человеком еще одного этажа человечности в себе, точнее, того "этажа" личности, который называется самосознанием. Можно сравнить гуманизм со своеобразным пунктом сбора, анализа и оценки информации, с командным пунктом, расположенным на верхнем этаже или, напротив, в фундаменте личности, поскольку он - этот "командный пункт" - воплощение и средоточие глубинного в ней и одновременно имеет верховное, высшее значение в ее главном устремлении и цели - быть, быть человечным человеком.
     Отличие между гуманизмом и гуманностью, которое я так настойчиво пытаюсь оттенить, имеет и чисто грамматическое выражение. Это суффикс "изм", обычно связанный с названиями различных теорий, учений, доктрин, практик, движений, умственных течений и умонастроений в обществе. В этом смысле гуманизм как "изм" родился и расцвел в эпоху европейского Возрождения (XIV-XVI вв). Признаком его появления в таком качестве было обретение им определенного теоретического, социального, культурного и мировоззренческого статуса. О нем стали много думать, говорить, его содержание стали вербализовывать, выражать в форме литературных, художественных, научных и философских произведений.
     С этого началась, так сказать, сознательная его история, т.е. история сознательного осознания человеком своей человечности и бесчеловечности.

     Таким образом, в истории гуманизма как изначального человеческого качества-способности была предпринята беспрецедентная по глубине, экстенсивности и целеустремленности попытка осмысления и реализации самого этого факта осмысления, который уже издревле имел статус само-чувствия, само-сознания и само-оценки. Был произведен определенный акт осознания по отношению к той нише самочувствия, самосознания и самооценки, которую занимал гуманизм, который ранее был стихийным, естественным и недостаточно артикулированным.
     Я отдаю себе отчет в том, что здесь дается "экстремистское" по преимуществу, т.е. предельно широкое определение гуманизма. Но мотивы такого истолкования не связаны с "пропагандистской" целью, с намерением навязать гуманизм как мировоззрение любыми способами, в том числе и с помощью вроде бы ничем не оправданного преувеличения и распространения понятия "гуманизм" на исторические времена, когда и самого этого слова не существовало. Да, действительно, гуманизма как "изма" до эпохи Ренессанса (насколько мне известно) не существовало. Однако несомненно и то, что стихийное, а иногда и сознательное осмысление человеком своей гуманности - реальный факт человеческой истории с ее начала и до наших дней. Гуманизм не как учение или теория, а как внутреннее отношение человека к самому себе в связи с наличием в нем человечности существовал до возникновения самого этого понятия. Появление слова "гуманизм" (не сразу, но исторически) оказалось терминологической идентификацией, фиксацией теоретического (самосознательного) уровня гуманности как реально всегда существовавшего и проявлявшего себя человеческого свойства.
     В оправдание такого широкого использования понятия "гуманизм" я могу указать на то, что в определенные периоды истории мировой цивилизации естественное стремление человека осмыслить человечность и бесчеловечность человека было столь настойчивым, что позволяет историкам говорить об античном гуманизме и гуманизме арабского Возрождения (XI-XII вв.).
     Такая двойственность: сначала "допонятийное", а затем в языке и теоретически зафиксированное существование того или иного явления, - вещь для человека совершенно обычная, ведь бытие чего-либо не следует, и не определяется существованием соответствующего слова.

     Вместе с тем, с содержанием понятия "гуманизм" связано нечто более сложное, чем его исторический масштаб. Если я скажу, что гуманизм как учение или теория есть феномен уровня самосознания, то это утверждение требует разъяснения. Коротко говоря, обретение гуманизмом своего теоретического статуса состояло в уяснении не только фактической человечности и бесчеловечности человека, но и отношения человека к ним. Это была уже не простая фиксация и "бессознательное", естественное узнавание человеком своей гуманности, но целеустремленное усилие по осмыслению, познанию человечности, опыт систематического объяснения, поиска ее глубинных оснований, границ и безграничностей.
     Так возникал гуманизм как целостное мировоззрение - определенное понимание человека, соединенное со стремлением жить в соответствии с этим пониманием. Гуманизм как бы возвращался на свой изначально практический уровень, на уровень образа жизни, но с человечностью как качеством индивида кое-что уже произошло: она обрела самосознание, в котором она находила и осмысляла саму себя. Гуманизм выделился в культуре, появились люди, которые называли себя гуманистами. Он был многообразно выражен в поэзии, живописи, науке, литературе, музыке, архитектуре, философии. С этого времени он мог сохраняться, транслироваться (передаваться от поколения к поколению), обогащаться. Он стал достижением, которое могло развиваться, а не стихийно и разрозненно воспроизводиться случайно, с нуля, т.е. всякий раз с самого начала. Мировоззренческая рефлексия (т.е. рефлексия, результатом которой является возникновение или обогащение теории или мировоззрения) по отношению к стихийному гуманизму и естественной гуманности привела к ряду трактовок, оценок гуманности и гуманизма, к соотношению этих понятий с другими. Произошла их "привязка" к некоторым метафизическим (философским) и вполне конкретным общественным и историческим терминам.

     Наиболее значимые среди них: "свободомыслие" ("вольнодумство"), "секулярный", "светский", "мирской", "атеизм". Действительно, каждый из этих терминов имеет свой теоретический и конкретно-исторический смысл, хотя точнее было бы сказать, что имеется неопределенно много трактовок значения этих слов, а конкретноисторическое их содержание текуче и многообразно, поскольку так или иначе меняется от века к веку, от страны к стране.
     Чтобы не заблудиться в этом с самого начала, я постараюсь дать обобщенную интерпретацию выделенных здесь понятий с точки зрения здравого смысла и упомянуть об их первоначальных конкретноисторических значениях. Как специальное понятие "свободомыслие" возникло в начале XVIII в. в Англии и было связано с различными формами критики религии в рамках религиозного сознания. Поэтому и первые формы свободомыслия очень напоминали ереси рационалистического, а не, скажем, мистического или иррационалистического типа. Но хотя свободомыслие и возникло в лоне религии, его отличала тенденция к опоре на разум, как имманентное качество человека, антиклерикализм, стремление выработать внецерковную, "естественную религию".
     В дальнейшем происходило постепенное освобождение свободомыслия как мировоззрения от религиозного содержания, что сперва вылилось в идею свободы, а затем и в форму нерелигиозного понимания личности, все чаще отождествляемого с атеистическим мировосприятием. "Секулярный" ("секуляризм") - слово более раннее. Семантически оно связано с секуляризацией (позднелат. - secularis, мирской, светский) - практикой превращения государством церковной собственности (в основном земли) в светскую. Этот процесс получил в Европе особенно большое распространение во времена Реформации (XVI в.). Впоследствии под словом "секулярный" стали понимать ту область частной и общественной жизни, которая не имеет непосредственного отношения к религии и церкви. В это же время входят в оборот и слова "мирской" и "светский" в смысле "нецерковный", "нерелигиозный" или "внерелигиозный".

     Самым древним является понятие "атеизм", восходящее к греческому (a - отрицательная приставка, theos - бог), что свидетельствует о глубоких исторических корнях такого восприятия мира, в котором человек не видел и не предполагал божественного присутствия, а если же он и сталкивался с идеей бога (богов), то отрицал или подвергал сомнению реальность его существования как сверхъестественного, сверхчеловеческого, потустороннего существа. Формы атеизма многообразны, но несомненно то, что более или менее последовательное, устойчивое нерелигиозное, атеистическое сознание - неустранимый элемент любой цивилизации.

В начало

2. Типология человеческих качеств

     При употреблении словосочетания "человеческие качества" я не претендую на то, чтобы с его помощью сформулировать строго научное определение личности. Это скорее попытка ее вероятностного описания через выделение и характеристику различных качеств человека. Под человеческими качествами я понимаю неопределенно большое множество естественно, актуально и потенциально присущих человеку как психофизическому феномену свойств, задатков, стремлений, способностей, инстинктов и потребностей. Главное здесь состоит в том, что все эти качества реальны, т.е. они образуют саму реальность человека - как потенциальную, возможную, так и актуальную, наличную. Естественные свойства человека проявляются всегда конкретным образом через отношения к себе или другому, но сами они, как внутренние присущие человеку качества, принадлежат человеку как субстанции и абсолюту, а не области его отношений.
     Человеческие качества реальны, поскольку связаны с реальностью самого человека. Подчеркну еще раз, реальны как актуальные, очевидные для нас, в той или иной мере осмысляемые, контролируемые и управляемые нами качества, так и потенциальные, еще неизвестные или непроявившиеся, неразвитые и поэтому невидимые нами в нас самих способности и свойства. Потенциальные и действительные (актуальные), известные и неизвестные, управляемые или спонтанно проявляющиеся человеческие качества реальны, как реальна бесконечность и открытость нашего внутреннего мира. Все это в нас и принадлежит нам, составляет наш мир в его сущем и должном, действительном и возможном, потенциальном и актуальном, вероятном и невероятном.

     Человеческие качества можно группировать по различным критериям. Для гуманистического сознания наиглавнейшим является их распределение по таким признакам, как человечность (гуманность), нейтральность (внегуманность) и античеловечность (антигуманность). Сами по себе эти признаки являются соответственно позитивными (положительными), нейтральными и негативными (отрицательными) качествами человека. Скорее всего они существуют как некая интегративность, т.е. как реальность, которая окрашивает объединяемые ей "подкачества" своим собственным цветом: соответственно светлым и теплым; нейтральным; темным и холодным.
     По своей природе человеческие качества подвижны как в смысле их развитости, зрелости, силы, степени готовности к реализации и т.д., так и в смысле их местоположения во внутреннем мире личности. Как правило, их трудно зафиксировать. Они вовсе не похожи на иголки с прикрепленными к ним флажками, которые можно воткнуть в избранную на карте точку. Но это не означает, что все они настолько релятивны, что могут мигрировать, скажем, из зоны человечности в античеловечность и обратно самым произвольным образом. Это не так, даже несмотря на то, что человеку присущи такие фундаментальные качества, как свобода и спонтанность мышления, способные создавать столь масштабные ураганы во вселенной человеческого духа, что их последствия намного превосходят, скажем, планетарные последствия даже самых мощных природных катаклизмов.
     Это кажется преувеличением, но на самом деле так оно и есть. Например, какое-то открытие или идея, или событие, могут настолько сильно потрясти мировоззрение личности, что кардинальным образом изменится вся траектория ее жизни. Но я не знаю, какие природные катаклизмы (если только это не какая-нибудь комета) могут изменить траекторию вращения Земли вокруг Солнца. Между тем во внутренней вселенной человека такие события происходят довольно часто, поскольку наша свобода и мышление обладают поистине тотальной "внутрикосмической", "вселенской" силой. (Возможно, вселенная каждого из нас "моложе" физической вселенной и потому находится в состоянии меньшей организованности и стабильности?)

     В рубрику позитивных, соответственно гуманных, человеческих качеств, я бы включил уважительность, доброту, правдивость, честность, искренность, совестливость, благоговение, чуткость, сострадание, сопереживание, участие, верность, надежность, доброжелательность, благодарность, обязательность, справедливость, достоинство, терпимость, порядочность. Не все они одинаково устойчивы. Некоторые расположены в периферийной или пограничной зоне человечности, некоторые в самой ее сердцевине. Несомненно, центральное положение в Homo humanus занимает уважительность, доброта, совестливость, чуткость, благоговение, сострадание, сопереживание, доброжелательность, правдивость, справедливость, порядочность.

     В каталог антигуманных качеств человека я не могу не отнести следующие: ненависть, враждебность, злопамятство, мстительность, агрессивность, насилие, жестокость, издевательство, недоброжелательность, нетерпимость, фанатизм, одержимость, предательство, вероломство, лицемерие, лживость, хвастовство, зависть, ревность, вороватость, эгоизм, безответственность, угрюмость, уныние, равнодушие, инфантилизм, покорность.
     Скорее всего, этот перечень отрицательных человеческих качеств не является исчерпывающим, однако, полагаю, что большинство из них в него вошли. Общей чертой этих качеств является их разрушительность, деструктивность. Сами по себе они наносят ущерб своему носителю, субъекту и тому, на кого они направлены. По существу, само их наличие в каждом из нас делает любого человека антигуманным по меньшей мере потенциально. Однако и в жизни, нравится нам это или нет, мы в той или иной степени проявляем античеловечность. Это означает, что существование человека всегда стоит под угрозой выплеска из него негатива, деструктивности, которая превращает нашу возможную ущербность в действительную, наши потенциальные недостатки - в реальные. Но такое положение вещей не должно ввергать нас в отчаяние.
     Мы хорошо знаем, что человеку не свойственна ни святость, ни абсолютное злодейство. Хотя нам свойственно создание идеалов истины, добра, красоты и справедливости, нам также доступна свобода и ответственность выбора между человечным и античеловечным. Реалистичность и трезвость самооценки и оценки, в том числе и негативного в себе, помогают совершенствоваться и избегать срывов, препятствий и провалов на этом пути, поскольку мы не закрываем глаза на те темные области, которые присущи внутренней реальности человека, и которые всегда могут стать для нас внешним, объективным злом другого человека. Знание наших отрицательных качеств, их освещение светом гуманного разума позволяет не только ограничить эту сферу, но и попытаться так или иначе обезвредить или ослабить возможное влияние этой зоны человеческого бытия. Технологий трансформации, сублимации и нейтрализации отрицательного в человеке существует огромное множество. Практически все научно-ориентированные и рациональные теории воспитания и просвещения, все реалистические, а не мистические, этические теории содержат в себе соответствующие идеи и рекомендации. Но нам предстоит сначала опознание этих "демонов" человеческого существа.

3. Ценности гуманизма

     В отличие от человеческих качеств, т.е. свойств, способностей, черт, присущих собственно человеку, область существования ценностей более обширна. Ценность связана не только с человеком и его внутренним миром, но и с другими людьми, обществом, и даже с другими субстанциальными реальностями. Вместе с тем ценность как таковая не существует без оценки и оценивающего, т.е. без человека.
     Таким образом, все объективные ценности фактически являются субъектно-объектными, поскольку без человека оценивающего, и тем самым конституирующего ценность, они не существуют. Конституируя, устанавливая и тем самым как бы превращая определенный феномен в ценность, человек одновременно придает ему положительное или отрицательное значение либо, кроме того, если речь идет о ценностях субъектных, ценностях внутреннего мира человека, - нормативный, регулятивный и предписывающий (прескриптивный) смысл. Куртц определяет ценность "как предмет или цель какого-либо интереса, желания или потребности человеческого существа".

     Ценность - достаточно своеобразный вид реальности. Она не субстанциальна и не абсолютна как человек, общество, бытие, ничто и неизвестность, а релятивна и всегда существует - если это объективная ценность - "между", точнее на стыке человека с другими реальностями. Ее основой могут быть материальные объекты, небытие, социум, но в любом случае она обретает свой соответствующий статус при потенциальном или действительном бытии оценивающего субъекта, т.е. человека. Ценности возникают в процессе оценки, поэтому как таковые они обладают особого рода существованием - они существуют только тогда и где, когда, где и для кого они что-то значат. Значимость - специфическая форма существования ценности.
     Ценность как таковая (но не ее основа) не объективна и не субъективна в смысле произвольности или чистой психологичности, поскольку она всегда связана с какой-то субстанциальной реальностью. Судя по всему, абсолютно все ценности имеют или могут иметь объективный и транссубъективный характер, хотя бы в силу возможности самих транссубстанциальных коммуникаций. Это значит, что они могут обладать и обладают общенормативными функциями и иметь значение норм, ориентиров, установок для индивидуальных и коллективных суждений и поступков. Поскольку оценка связана у человека с целями, желанием, идеалами, стремлениями, интересами и т.д., то ценность включает в себя телеологические (целесообразные или целевые), регулятивные и нормативные компоненты.

     Ввиду универсальности областей существования ценностей, существует невероятное множество ценностных классификаций. Различают моральные, познавательные (научные), эстетические, юридические, политические, мировоззренческие (философские), религиозные, экономические, экологические ценности. Ценности разделяют на материальные и духовные, личные и коллективные. Для гуманистического сознания главным их критерием является наличие в них гуманности или их способность позитивным образом сочетаться, входить, интегрироваться с человечностью человека. Отсюда вытекают два простых следствия:
     1) область антигуманного в человеке не может быть областью человеческих ценностей, но, напротив, обретает в свете оценки негативный, антиценностный смысл;
     2) области гуманных и нейтральных человеческих качеств суть области гуманистических ценностей.

     Общей чертой гуманистических ценностей является то, что все они обретают свой статус в результате их оценки по критерию "человечность или античеловечность". Всё соответствующее или не противоречащее критерию человечности становится ценностью гуманизма как мировоззрения и образа жизни.
     Я выделяю следующие области гуманистических ценностей: ценности экзистенциальные, непосредственно связанные с самой жизнью личности; ценности общесоциальные; ценности политические; ценности юридические; нравственные ценности; ценности познания; эстетические ценности. Далее это особая категория ценностей, которые я называю вероятностными ценностями транссубстанциальных коммуникаций. К ним непосредственно примыкают ценностные предположения относительно объективных субстанциальных реальностей.
     Кроме того, в этом контексте имеет смысл говорить об антиценностях как таких реальностях, отрицательное значение которых заключено в их античеловечности. Такого рода антиценности бытуют в пространстве по меньшей мере двух реальностей - человека и общества.

4. Антиценности

     Мир антиценностей, главной опорой и внутренним источником которого является античеловечность как таковая или ее синтез с некоторыми нейтральными качествами или потребностями человека, так же разнообразен и безбрежен, как и его ценностный мир. Большая часть антиценностей обращена во вне и потому связана с областью межличностных, социальных или социо-природных отношений.
     К разряду социальных антиценностей я бы отнес жадность, паразитизм, подозрительность, враждебность, агрессивность, насилие, убийство, войну, геноцид. В группу негативных феноменов, вырастающих по преимуществу из лжи и обмана входят, на мой взгляд, внушение, дезинформация, манипулирование.
     Особый тип антиценностей может возникать и возникает в системе "человек-окружающая среда". Это осквернение и разрушение среды обитания, биоцид и экоцид. К негативным ценностям, первой жертвой которых является личность, принадлежат наркомания, алкоголизм и порнография. Наконец, это круг антиценностей, общим названием которых может быть выражение "вредные привычки": лень, неорганизованность, обжорство, а также масса мелких недостатков, связанных с неумением или нежеланием хорошо себя вести, соблюдать гигиену, опрятность и т.д.

5. Права человека

     Гуманизм понимает идею прав человека широко, то есть не только юридически, но и как реально существующее право или требование человека или группы лиц признания у другого человека, группы лиц или общества в целом, чтобы с ним (с ними) поступали по справедливости, уважали его (их) требования или восстанавливали справедливость в соответствии с принятыми юридическими, моральными или иными социальными нормами.
     Права человека - естественное требование человека, отражающее его потребности, свободы, позитивные качества и ценности. Они получают свое выражение, признание и закрепление в законах, договорах, манифестах, декларациях, конвенциях и соглашениях.
     В широком смысле право - это убеждение в том, что все люди обладают определенными неотчуждаемыми и неотъемлемыми свободами и привилегиями. Права, полномочия, привилегии и свободы имеют или должны иметь строгие юридические и научные определения. Каждый человек или группа лиц имеет или должна иметь право обратиться в суд с иском о признании или восстановлении их прав.

     Источник и природа прав человека не юридическая, а экзистенциальная (жизненная), нравственная, экономическая или социальная, но они должны иметь свое юридическое выражение и интерпретацию. Существуют некоторые фундаментальные права человека, которые имеют транснациональный, транскультурный и даже трансисторический характер, хотя они возникают и существуют в обществе и истории. Но раз возникнув, такие права обретают абсолютный характер, независимо от того, признаются они обществом или нет.
     К этим фундаментальным неотчуждаемым правам относится равенство. Все люди равны как таковые, то есть как люди. В принципе, люди обладают равным достоинством, ценностью. На протяжении тысячелетий это право существовало как потребность, естественное чувство и стремление людей, но оно стало признаваться и соблюдаться юридически только в современных демократических обществах. Однако это отнюдь не значит, что практика соблюдения прав человека совершенна и безошибочна. Иначе говоря, существование прав человека не означает их автоматического признания. Последнее достигается далеко не простыми и скорыми политическими, экономическими, социокультурными путями, борьбой, жертвами и компромиссами.

     Термин "права человека" предполагает двустороннее взаимодействие на основе соглашения, а также некую социальную среду, в которой оно заключается, соблюдается и контролируется. Суть этого соглашения состоит в том, что одна сторона выражает требование человека (группы лиц) в признании или восстановлении его (их) права, если оно ущемлено или не соблюдено или ему был причинен какой-либо иной ущерб. Другая сторона выражает готовность к ответственному признанию этих требований и стремление к обязательному их удовлетворению и восстановлению справедливости. Коротко говоря, в право человек включает требование истца и обязанность ответчика.

     Прогресс в области прав человека - почти всегда болезненный и драматический процесс как в отношении личности, так и в отношении общества. Иногда права человека признаются в результате революций и кровавых гражданских войн. Драматизм ситуации возникает всякий раз тогда, когда права человека или группы лиц оказываются или воспринимаются как требования и права меньшинства, которые должны быть признаны и уважаться большинством. Это может быть бомж, обманутый вкладчик, гомосексуалист, беспомощный инвалид или брошенный ребенок. Права, особенно права меньшинств не обретают своего полноценного статуса без признания обществом того, что они есть, реальны и что мы должны уважать эти права, удовлетворять соответствующие требования лица или группы лиц.

     Права человека неотделимы от социальных отношений и потому носят предписывающий, регулятивный характер. Робинзону не нужно заявлять о каких-либо своих правах, он волен делать все, что угодно, но они возникнут тогда, когда он встретит Пятницу.
     Права человека имеют и нормативную, и процессуальную природу, они возникают и бытуют в социальном процессе осмысления, выдвижения, борьбы, признания, отстаивания и защиты. Кроме того, они функциональны и конкретны. Хотя они естественным образом вырастают из потребностей, убеждений, практики и идеалов людей, они укоренены в историческом развитии цивилизаций, так или иначе основанных или ориентированных на идеи свободы, равенства, справедливости и права. Права не только усматриваются как некие естественные потребности, но и творятся, возникают в ходе нравственного, культурного, социально-политического и экономического прогресса.

     Права человека связаны с некоторыми внутренними, субстанциальными качествами человека, с его свободой, жизнестойкостью, тотальностью и абсолютностью. Но это не значит, что в социальной области, то есть в пространстве взаимоинтеграции личности и общества, они имеют абсолютный характер. Их релятивность состоит в том, что никакие права не являются обязательными в любой ситуации и для всех людей. Они далеко не всегда могут быть реализованы по чисто практическим соображениям или в силу альтернативности ситуации, когда возникает конфликт ценностей, и мы должны выбирать одно за счет другого. Скажем, во имя сохранения своей жизни человек волен временно пожертвовать каким-либо из своих прав или, напротив, он может выбрать смерть во имя утверждения своего человеческого достоинства.

     Права человека - это не прихоть, каприз или необоснованная претензия. Основаниями признания и критериями их проверки на аутентичность являются реальность требований, которые мы предъявляем себе и другим людям, их справедливость и законность, а также очевидные отрицательные последствия их нарушения личностью или обществом.
     Фундаментальные права человека имеют биогенетическую и социогенетическую основу и потому являются всеобщими. Права человека - это моральная совесть мирового сообщества, их уважение и соблюдение стало одним из важнейших показателей культуры человека и цивилизованности общества. Доктрина общечеловеческих прав составляет новейший и наиболее динамичный блок современных этических и правовых теорий.
     Исторический прогресс в области прав человека отмечен определенными юридическими вехами. К ним следует отнести Великую хартию вольностей (1215), Американскую декларацию независимости (1776), Французскую декларацию прав человека (1789), принятую ООН Всеобщую декларацию прав человека (1948). Для России такой вехой является Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 1993 года.

[ Гиперинтеллект России ] [ На главную страницу ]